Родился 25 января 1929 г. в с.Андреевка Кегичёвского района Харьковской области в крестьянской семье, которая в 1932 г. перебралась в Донбасс. В годы Великой Отечественной войны
По окончании украинской средней школы г. Дружковки (Донбасс) поступил в 1948 г. в Ленинградский государственный университет на философский факультет, который окончил в 1953 г. с красным дипломом, получив квалификацию преподавателя философии.
В
В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию («Философские и логические взгляды А.И.Галича»), а в 1970 г. — докторскую («Идеология современного православия»). Профессор с 1973 г., действительный член Международной академии информатизации с 1996 г., почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена с 1997 г. С 1992 г. председатель университетского Совета по направлению «Человек, среда, общество». Член трех докторских диссертационных советов.
Осуществлял научное руководство 63 аспирантами и соискателями, защитившими кандидатские диссертации, а 11 из них и докторские.
Издал 24 книги и брошюры, в том числе:
- «Современный экуменизм» М., 1971 (переиздана на чешском языке в Праге в 1976 г.)
- «Православные святые: кто они?» Л., 1979 (переиздана на украинском языке в Киеве в 1983 г.)
- «Крещение Руси: факты против легенд и мифов» Л., 1986.
- «Современное русское православие» Л., 1987, 1988 (переиздана на японском языке в Токио в 1990 г.)
- «Новые православные святые» Киев, 1991.
- «Сущность религии и ее исторические формы» СПб, 1995.
- «Национальные религии» СПб, 1995.
- «Новые религиозные культы» СПб, 1995.
- «Основы религиоведения» СПб, 1994, 1997.
- «Российские свидетели Иеговы: история и современность» СПб, 2000, 2002
Соавтор книг:
-
«Русская православная Церковь
Х-ХХ вв» М., 1988 (на английском и итальянском языках). - «Русское православие: вехи истории» М., 1989
- Его перу принадлежит около 300 статей по проблемам философии, этики, свободомыслия и религиоведения.
Почетный председатель Научно-методического совета по религиоведению Санкт-Петербургской городской и Ленинградской области организации общества «Знание» Российской Федерации.
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ГОРДИЕНКО
Николай Семёнович Гордиенко по праву может быть назван видным
отечественным учёным, заслуженно снискавшим научный авторитет в
области религиоведения и оставившим по себе добрую память у многих
знавших его людей, как нерелигиозных, так и верующих.
У него было немало официальных и вполне заслуженных статусов:
почётный профессор Российского государственного педагогического
университета им. А. И. Герцена, председатель университетского Совета по
направлению «Человек, среда, общество» (с 1972 г.), руководитель научно-
педагогической школы «Роль религии в современном обществе» в
Ленинградском государственном университете им. А. С. Пушкина, член
редакционного совета серии «Философия» научного журнала «Вестник
Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»,
председатель Научно-методического совета по религиоведению общества
«Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ведущий научный
сотрудник Государственного музея истории религии, председатель Санкт-
Петербургского
городского
исследователей религии, действительный член Международной академии
информатизации (с 1996 г.), член трёх докторских диссертационных советов.
Н. С. Гордиенко был награждён медалями: «За освоение целинных
земель» (1958), «В память 250-летия Ленинграда» (1958), «За доблестный
труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), «В
память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004), а также значком «Отличник
просвещения СССР» и знаком «За активную работу» Всесоюзного Общества
«Знание» (1975).
При всех этих званиях и отличиях, он был человек открытый, доступный
для общения и очень доброжелательный ко всем, кто к нему обращался.
Таким он был с детства, таким прошёл весь свой жизненный путь.
Николай Семёнович родился 25 января 1929 г. в селе Андреевка
Кегичевского района Харьковской области, в крестьянской семье. Детство не
было безмятежным, по воспоминаниям — жили не очень-то сытно, из села
были вынуждены перебраться в город, всегда были трудности с заработками.
Но учился в школе охотно, пристрастился к чтению. А потом — война.
Двенадцатилетний подросток не захотел оставаться в оккупации и ушёл из
дома вслед за отступавшей армией. Был под бомбёжками, добрался с
эвакуировавшимися до Каспия, оказался в Ташкенте. Затем начались
скитания по детским приемникам и детдомам — Казахстан, Урал. И везде,
хоть урывками, старался учиться. После освобождения Донбасса смог
вернуться домой, работал помощником комбайнёра и доучивался в школе,
которую окончил, заслужив золотую медаль (но медаль по разнарядке школе
не выдали, тогда ему снизили одну оценку с 5 до 4, и остался он без этой
награды).
В 1948 г. Николай Гордиенко приехал в Ленинград и с «первой
попытки» поступил на философский факультет Ленинградского
государственного университета. Учился только на «отлично». Успевал при
этом заниматься спортом (самбо), бальными танцами, много читал. В 1953 г.
он с отличием окончил философский факультет, защитив дипломную работу
«Вопрос о соотношении дедукции и индукции в русской логике второй
половины XΙX века». В 1954 г. вступил кандидатом, а в 1955 г. стал членом
КПСС. По окончании университета в 1953–1957 годах работал в одной из
ленинградских средних школ учителем, преподавал историю Древнего мира
и Средних веков, логику. Одновременно трудился над диссертацией
«Философские и логические взгляды А. И. Галича» на соискание учёной
степени кандидата философских наук, которую защитил в Ленинградском
университете в 1956 г.
А дальше началось его движение по стезе преподавателя высшей школы
и исследователя в области научного изучения религии. В 1957–1967 годах он
преподавал философию и этику в Ленинградском санитарно-гигиеническом
медицинском институте, пройдя там путь ассистента, старшего
преподавателя (1960 г.), доцента (звание было получено в 1963 г.). С 1967 г.
он надолго связал свою деятельность с Ленинградским государственным
педагогическим
институтом
(ныне
Российский
государственный
педагогический университет) им. А. И. Герцена. Там он работал доцентом
кафедры научного атеизма, этики и эстетики, а с 1971 г. стал заведующим
этой кафедрой (в 1990 г. преобразованной в кафедру истории религии и
атеизма) и трудился в этом качестве до 1996 г.
В 1970 г. Н. С. Гордиенко защитил докторскую диссертацию
«Идеология современного православия», в следующем году получил диплом
доктора философских наук, а в 1972 г. — учёное звание профессора.
С 1996 г. он — профессор кафедры религиоведения факультета
социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена, а в 1997 г. удостоился звания
Почётного профессора этого университета.
Основные научные работы Н. С. Гордиенко посвящены философским
проблемам изучения религии и истории православия. За свою длительную
творческую деятельность он опубликовал более 300 научных, научно-
методических и популярных трудов. Среди них такие известные
монографические исследования как: «Современное православие» (1968),
«Современный экуменизм» (1972, 1976 на чешском языке), «Православные
святые: кто они?» (1979), «Мистика на службе современного русского
православия» (1981, 1983 на украинском языке), «Атеизм и религия в
современной борьбе идей» (1982), «Крещение Руси: факты против легенд и
мифов» (1984), «Введение христианства на Руси» (1987), учебник «Основы
научного атеизма» (вышел на 15 языках народов СССР), «Современное
русское православие» (1987, 1990 на японском языке), «Новые православные
святые» (1991), «Российские Свидетели Иеговы: история и современность»
(2000, 2002), а так же многие другие научные и учебно-образовательные
публикации (в том числе на английском, немецком, итальянском языках).
Николай Семёнович Гордиенко подготовил 15 докторов и 40 кандидатов
наук. Под его научным руководством по существу сформировалось одно из
направлений
религиоведческого
исследования
дореволюционного,
советского и постсоветского этапов эволюции русского православия. Как
авторитетный специалист по истории и современному состоянию
православия Н. С. Гордиенко получил известность у всех, интересующихся
религиоведением.
Не всё в его подходах и суждениях безукоризненно и не всё
принимается без возражений в учёной среде — на то и научный процесс,
чтобы не застывать на однажды найденном и не зацикливаться на одной и
той же аргументации, которая со временем может потерять былую
убедительность. Но достоинство и мужество учёного в том, чтобы, не
отказываясь от своих убеждений, быть восприимчивым к новым ракурсам
взгляда на исследуемый предмет. Николай Семёнович безусловно
принадлежит к таким достойным учёным, способным адекватно понимать
новые явления и применять новые подходы. В то же время, какими бы ни
были меняющиеся обстоятельства российской жизни, Гордиенко всегда
сохранял устойчивость своего мировоззрения и научных позиций, не
подлаживался под «веяния времени».
В постсоветский период он не замкнулся на образах прошлого, а очень
активно жил настоящим и думал о будущем. Трудно даже просто
перечислить все те конференции, семинары, круглые столы, фестивали,
открытые лекции и тому подобное, где звучал его уверенный голос, чётко
расставлявший акценты и дававший оценки событиям в религиозной жизни
нашего общества.
Доводилось ему выступать и в качестве эксперта-религиоведа на
судебных процессах, где возникали коллизии вокруг религиозной свободы
российских граждан и где он очень убедительно отстаивал эту свободу.
Биография Николая Семёновича Гордиенко — это история порядочного,
трудолюбивого, талантливого человека, нашедшего достойное место в науке
и с честью прошедшего свою жизнь учёного и гражданина.
Шаров Владимир Георгиевич
кандидат исторических наук, председатель научно-методического совета
по религиоведению Межрегиональной общественной организации
«Общество “Знание” Санкт-Петербурга и Ленинградской области»,
председатель Санкт-Петербургского отделения общероссийской
общественной организации «Объединение исследователей религии»
БОГАТЫРЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Из выступления на заседании научно-методического совета по
религиоведению межрегиональной общественной организации «Общество
«Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области» 7 декабря 2011 года
С особым скорбным чувством открываю это заседание, так как не
только как учёный я преклоняюсь перед вкладом, сделанным Н. С.
Гордиенко в познание окружающей нас общественной жизни, но также
потому, что мне посчастливилось быть его соратником, среди его учеников,
хотя он и не был научным руководителем моей диссертационной работы.
Развитию своей творческой деятельности я в немалой степени обязан его
доброму ко мне отношению. За тридцать лет, проведённых в содружестве с
Николаем Семёновичем, я перенял часть его опыта, и не только как от
учёного, но и как от организатора одной из видных школ религиоведения
России настоящего времени.
Его творческая мысль неистощимо работала, и он принимал живое
участие в совместной работе ученых РФ и других стран. Н. С. Гордиенко был
не только талантливым учёным, но и большим учителем. Оставил после себя
значительное количество учеников, рассеянных по всему свету. У
шестидесяти семи человек Николай Семёнович был научным руководителем.
Даже в последние дни, находясь на больничной койке, он был обеспокоен
подготовкой последнего аспиранта.
Работы Н. С. Гордиенко получили мировое признание. Его книги
выходили в свет большими тиражами на многих языках народов мира. В
1996
г. он был избран академиком
Международной академии
информатизации, имел научные международные отличия, ордена и медали.
Н. С. Гордиенко, известный в свете как талантливый учёный наших
дней, родился 25 января 1929 г. в селе Андреевка Харьковской области,
невдалеке от городка Кегичев в крестьянской семье. Он начал свою жизнь
очень скромно. Это был активный, веселый, любознательный ребёнок.
Подвижный с детства он уже в зрелом возрасте побывал во многих уголках,
республиках необъятной Родины — Советского Союза, от Калининграда до
Сахалина, и за рубежом — везде, кроме Австралии и Антарктики. Конечно и
любимый город — Ленинград — весь обошёл пешком. В студенческие годы
Н. С. Гордиенко очень заинтересовался логикой как наукой. Впоследствии
участвовал в создании научной базы, выступающей ныне той основой, на
которую опирается отечественное религиоведение.
Одной из основных черт Н. С. Гордиенко была исключительная
наблюдательность, умение обобщать явления, выяснить самое важное, самое
нужное. Многие говорят, что Н. С. Гордиенко обладал исключительной
интуицией — он как бы чувствовал, как что сделать и что искать.
Под интуицией обычно подразумевается какой-то бессознательный
процесс, который идет внутри человека, — это то, что нельзя объяснить, что
подсознательно приводит к правильному решению Я лично думаю, что,
может быть, это отчасти и правда, но во всяком случае это сильно
преувеличено. Для обычного читателя просто неизвестно то колоссальное
количество работы, которое проводит учёный. Он узнает только ту часть,
которая ведет к определенным результатам.
Наблюдая за Н. С. Гордиенко вблизи, можно было видеть, какое
колоссальное количество работы он выполнял. Его энергия и энтузиазм были
неисчерпаемы. Он всё время работал, и всё время искал чего-то нового. Н. С.
Гордиенко публиковал и доводил до сведения своих товарищей учёных
только работы с положительными результатами, и вряд ли они составляли
больше нескольких процентов той громадной работы, которую он проводил;
остальное не только не было опубликовано, но вообще оставалось
неизвестным даже его ученикам. Я уверен, что со временем рукописи и
письма Н. С. Гордиенко будут нами опубликованы.
Иногда только по отдельным намекам, прорывавшимся в разговоре с
ним, можно было уловить, что он над чем-то трудится. Он не любил говорить
о проектах своих работ и охотнее говорил только о том, что уже сделано и
дало результаты. В продолжение всей своей жизни, столь плодотворной
научными трудами, он работал над самыми животрепещущими проблемами
— историей религии, научным атеизмом, свободой взглядов, здравомыслием,
свободой совести и вероисповедания. Его можно рассматривать как одного
из создателей новой главы в науке. Его влияние на международную науку
значительно усилилось благодаря большому количеству учеников всех
национальностей, у которых он был научным руководителем. Его
самоотверженность и необычайная индивидуальность заслужили с их
стороны не только уважение и восхищение, но также и глубокую любовь.
Так была создана вокруг него крупная школа религиоведов, которая когда-
либо существовала в Санкт-Петербурге. И мы понимаем, почему его кончина
ощущалась многими учёными как большая личная потеря.
Среди, особенностей характера Н. С. Гордиенко первое, что мне
вспоминается — это большая его простота. И сам он был простым и поэтому
очень искренним. С ним так легко было говорить. Он никогда не был
излишне строг, даже тогда, когда наши невольные ошибки раздражали его.
Передо мной стоит непростая задача — говорить о научных
достижениях такого талантливого учёного, как Н. С. Гордиенко. Он стоял у
истоков создания современного религиоведения, внёс большой вклад в эту
область знаний. Теперь его достижения и их фундаментальное значение
хорошо известны. Наука, которая названа религиоведением, сейчас
непрерывно развивается в России. Во многом это развитие идет из идей Н. С.
Гордиенко, его соратников профессоров Г. В. Воронцова, Н. П. Андрианова,
«школы Гордиенко», продолжатели которой — его ученики, ныне доктора и
кандидаты наук, сделавшие в этой области глубокие исследования.
Годы общения и работы с ним были для нас счастливыми, и в том, чего
удалось добиться, мы обязаны неизменной заботе и вниманию, которые
оказывал Н. С. Гордиенко, не только как учитель и старший товарищ, но и
как замечательно добрый и чуткий человек, которого мы любили и с
которым у меня с годами возникла дружба. Выступить сейчас перед вами,
поделиться своими воспоминаниями — это единственный способ, которым я
могу выразить свою благодарность этому большому и замечательному чело-
веку.
Почти полвека посвятил профессор Гордиенко работе на идеалы
общества «Знание». Очень много сделано им в рамках научно-методического
совета сначала по научному атеизму, а с конца восьмидесятых годов по
религиоведению общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской
области.
Именно тогда свобода совести и вероисповедания очищались от
излишних напластований и начинали жить теми идеалами, которые
востребованы обществом. Именно тогда произошел поворот от
господствовавшей точки зрения к свободе выбора каждого индивида.
Совершая нравственный жизненный подвиг, неотделимый от русских,
советских устоев, утверждая этот принцип с предельной логикой и ясностью,
Николай Семёнович всегда ратовал за чистоту отношений в обществе и
между людьми. На рубеже веков история в чем-то стала повторяться. Как
ранее власть предержащие не слышали мнение учёных, так и теперь, они к
сожалению, глухи к выводам науки. Десятилетия жизни Николая Семёновича
были отданы российскому просветительству, «сея разумное, доброе, вечное».
Публичные выступления Н. С. Гордиенко проводил с блеском. Слушая его, я
видел, как исключительно искусно он строил свои выступления, доклады.
Хорошо известно, что Н. С. Гордиенко был не только видный ученый,
но и большой учитель. Человек, который занимался такой прогрессивной
деятельностью, как в науке, так и в области социальной жизни, не мог не
быть привлекательным, в особенности для молодежи.
Н. С. Гордиенко был на 20 лет старше меня, но, несмотря на эту разницу
в возрасте, общаться с ним было очень легко и просто. Он был
исключительно обаятельный человек и пользовался любовью в самых
широких кругах Санкт-Петербурга, России. Его любили, по-моему, все. Я не
знаю человека, который к нему хорошо не относился бы. Даже люди
противоположных политических и научных взглядов хорошо к нему
относились. Исключительная внутренняя доброта и отзывчивость побеждали
и покоряли всех. С любым человеком, будь это высокопоставленный
чиновник или студент, он разговаривал совершенно одинаково, и оба
чувствовали себя легко и просто. Этим он притягивал к себе людей как
магнит.
Вместе с Николаем Семёновичем я участвовал в создании
общероссийской общественной организации «Объединение исследователей
религии». Его выступление имело решающее значение, качнув мнение
собравшихся религиоведов в пользу создания общероссийской творческой
общности. Все эти годы он продолжал деятельность и как председатель
Санкт-Петербургского отделения ООО «ОИР».
Я довольно часто встречался с Н. С. Гордиенко, и мне посчастливилось
снискать его дружбу, и сейчас я вспоминаю о нём с исключительно теплым
чувством. Охарактеризовать облик Н. С. Гордиенко, я думаю, можно так: он
был человеком, во всём служившим прогрессу, он был прогрессивным в
науке, прогрессивным в своих политических взглядах, прогрессивным в
своих философских взглядах и прогрессивным в своей общественной
деятельности. Устремлённость в будущее проходит красной нитью через всю
его жизнь.
Культура человечества растёт, наука движется вперед, развивается
социальный строй, углубляются наши философские представления о
взаимоотношении человека с материальным миром. Хотим мы или не хотим,
но всё идет вперед. Люди делятся на три категории. Одни идут впереди и
тратят все силы, чтобы двигать науку, культуру и человечество вперед, —
это прогрессивные люди. Другие, и их большинство, идут рядом с
прогрессом, сбоку, они не мешают и не помогают. И, наконец, есть люди,
которые стоят позади и придерживают культуру, — это консервативные
люди.
Тем, которые идут впереди, приходится тяжелее всего, они пробивают
новые пути для прогресса, на них сыплются всевозможные испытания
судьбы. Таким был Н. С. Гордиенко, и судьба послала ему ряд тяжких
испытаний. Спрашивается, почему есть такие люди, которые выбирают этот
путь, что заставляет их идти впереди?
Мне лично думается, что есть две причины. Умный человек не может не
быть прогрессивным. Понимать новое и к чему оно ведёт, может только
умный человек, наделённый смелостью и воображением. Но этого
недостаточно. Надо ещё иметь темперамент борца. Когда ум соединяется с
темпераментом, человек поистине становится прогрессивным.
Таким был Н. С. Гордиенко. Первые его работы относятся к середине
пятидесятых годов, когда защитил кандидатскую диссертацию по философии
«Философские и логические взгляды А. И. Галича». В 1970 г. защитил
докторскую диссертацию по философии «Идеология современного
православия». Это фундаментальный труд, поставивший Николая
Семёновича на видное место в обществоведческой науке. Его работы не
связаны с восхвалением «триумфа царей и их падений», они не
конъюнктурные. Изучая работы профессора Н. С. Гордиенко, потомки будут
беседовать с мастером слова и духа, высокого человеческого духа,
воплощённого в творческую научную школу.
Теперь, начиная рисовать себе образ Н. С. Гордиенко, чтобы пред-
ставить его перед вами, я вижу, что время поглотило все мелкие
человеческие недостатки и передо мной встает талантливый человек
поразительного ума и высоких душевных качеств.
О профессоре Н. С. Гордиенко — учёном, говорилось и писалось, его
имя на слуху. Общепризнано, что простота, ясность мышления, большая
интуиция и большой темперамент — основные черты его творческой
личности. Изучая работы Н. С. Гордиенко и наблюдая, как он работает,
приходишь к выводу, что всё же главная черта его мышления — это большая
независимость и, следовательно, смелость.
Движение нашего познания происходит тогда, когда между теорией и
практикой возникают противоречия. Эти противоречия дают ключ к более
широкому пониманию природы, они заставляют нас развивать теорию. Чем
крупнее эти противоречия, тем фундаментальнее перестройка тех законов,
которыми мы объясняем процессы, происходящие в обществе, и на
основании которых мы улучшаем наше культурное развитие. В науке
определённый этап развития требует своего гения. Определённый период
развития требует людей соответствующего склада мышления. В истории
развития науки наиболее интересны как раз те моменты, когда приходится
пересматривать фундаментальные научные концепции, и для этого
неизменно учёным требуются ум и интуиция, острое логическое мышление и
смелое воображение.
Своеобразный характер мышления Н. С. Гордиенко, умение решать
крупные проблемы, легко можно было видеть, беседуя с ним на научные
темы. Он любил и умел разговаривать с людьми, быстро вовлекая в
заинтересованную беседу. Многие обществоведы, особенно теоретики,
любят научные споры; процесс спора для них — способ мышления. Н. С.
Гордиенко высказывал своё мнение коротко и с предельной ясностью и
конкретностью; если ему возражали, то он с интересом выслушивал
возражения, и давал свою оценку.
Студенты очень любил лекции Н. С. Гордиенко, которые он читал как
профессор. Читал с большим увлечением, сопровождал лекцию четкими, но
скупыми жестами, из которых было видно, как конкретно и образно он
мыслит. Но интересным для меня в его лекциях было то, что он нередко
менял тему. По плану он должен был читать об одном, но потом, по ана-
логии, его мысль переходила на другое явление, обычно связанное с каким-
либо новым социальным событием, прошедшем в обществе и государстве, и
он с увлечением начинал рассказывать о том, что его сейчас занимало.
Николай Семёнович был непревзойденным оратором. Как-то, в конце
восьмидесятых годов, нас, лекторов общества «Знание» пригласили
выступить перед партийным активом г. Кронштадта. В зале собралась не
одна сотня заинтересованных слушателей. Выступать перед такой огромной
и шумной аудиторией очень непросто. Профессор Гордиенко первым начал
и так овладел вниманием присутствующих, что на протяжении почти
получасового выступления стояла тишина.
Мне кажется, что при воспитании молодых учёных им исключительно
полезно слушать лекции по общим курсам, которые непременно должен
читать большой учёный: они научатся тому, чего ни в одной книге найти не
смогут, — оригинальному подходу к пониманию явлений природы и
общества. Конечно, самое привлекательное в них — это ясность в постановке
задачи, простота и прямолинейность методического подхода к её решению.
Хочется вспомнить удивительно правильное и глубокое высказывание
украинского философа Григория Сковороды. Он был крестьянского
происхождения и жил во второй половине XVIII века. Так вот, он примерно
сказал следующее: «мир создан так, что все простое — правда, все сложное
— неправда».
Как-то, говоря о применении статистики, кто-то сказал: «Существуют
три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Это было сказано о
статистике общественных процессов. Н. С. Гордиенко хорошо знал, какая
опасность таится в необъективности интерпретации данных, имеющих
статистический характер, когда учёному хочется получить желаемый
результат. Он был строгим и очень критическим судьей при обработке
статистических результатов.
Я не работал совместно с Н. С. Гордиенко на одной кафедре, но я знаю,
что до конца жизни он неизменно уделял много времени и сил своей научной
работе. Пожалуй, не меньше внимания и сил он отдавал руководству
молодёжью. Мелочной опекой он не занимался, но он всегда сам
интересовался как выбором научной тематики, так и методическим подходом
к решению поставленных задач. Самое замечательное качество Н. С.
Гордиенко как учителя было его умение направить работу, поддержать
начинание учёного, правильно оценить полученные результаты. Самое
большое, что он ценил в учениках, — это самостоятельность мышления,
инициативу, индивидуальность. При этом надо сказать, что Н. С. Гордиенко
применял всё возможное для того, чтобы выявить в человеке его
индивидуальность. Он многим готов был пожертвовать, чтобы только
воспитать в человеке независимость и оригинальность мышления, и если они
проявлялись, он окружал его заботой и поощрял его работу. Н. С. Гордиенко
считал, что начинающему учёному не следует давать технически трудную
работу. Для начинающего работника, даже если он и талантлив, нужен успех,
не то может произойти необоснованное разочарование в своих силах. Если у
ученика есть успех, то надо его справедливо оценить и отметить.
Как-то в одном из откровенных разговоров Н. С. Гордиенко мне сказал,
что самое главное для учителя — научиться не завидовать успехам своих
учеников. Эта глубокая истина произвела на меня сильное впечатление.
Главным свойством учителя должна быть щедрость. Несомненно, Н. С.
Гордиенко умел быть щедрым, это, по-видимому, его главный секрет.
Несомненно, понимание и интерес к людям и доброжелательное
отношение к ним чувствовали сами окружающие Николая Семёновича люди,
поэтому другой раз его чересчур прямолинейные высказывания, полностью
компенсировались его добродушием и доброжелательством.
Конечно, правильная оценка людей и понимание их было результатом
того, что Н. С. Гордиенко был тонкий психолог, люди его интересовали, и он
хорошо в них разбирался. Его характеристики людей были очень
откровенны. Как и в науке, его описание человека было всегда кратко и
очень точно. Неизменно я убеждался, что оно правильно.
Для меня смерть Н. С. Гордиенко была не только потерей вождя,
учителя и друга. Для меня, как и для ряда творчески мыслящих людей, эта
скорбная утрата представляется также вехой потери целой эпохи в
религиоведческой науке, педагогике и практике. Но всё же, в год смерти Н.
С. Гордиенко безвозвратно ушла та счастливая и свободная научная работа,
которой мы так наслаждались в прежние годы. Наука потеряла свою свободу.
Она обогатилась новым знанием, но она стала пленницей денежного мешка,
и часть её покрывается пеленой. Продолжение нынешней политики приведет
русскую науку к горизонту пуржистой мглы полярной ночи.
В заключение мне хотелось бы сказать об одной маленькой черте его
характера, которая придаёт ещё более обаяния и человечности его характеру.
У Н. С. Гордиенко была одна слабость: он любил коньяк. Любил он не в
вульгарном смысле, но он любил аромат коньяка, великолепно разбирался в
его многочисленных марках, знал историю каждой, с удовольствием
рассказывал о них, собрал большую коллекцию марочных коньяков.
Вот краткий очерк деятельности и облика человека с большой буквы. Я
считаю счастьем для себя, что мне пришлось знать и любить этого
замечательного человека и общаться с ним. Такие люди, как Н. С. Гордиенко,
перестают быть только местной гордостью, где они родились и работали, они
становится гордостью Санкт-Петербурга, всей России.