СТАРОВЕРЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ

Интервью наставника Невской Старообрядческой Поморской общины 
Санкт-Петербурга о. Владимира (Владимира Викторовича) Шамарина  в 
эфире радиостанции «Открытый город» 11 ноября 2004 года на вопросы 
религиоведа кандидата исторических наук, доцента  Владимира Георгиевича Шарова.
1. Воспрос: Ваша Церковь именуется Древлеправославной Поморской. Поясните 
радиослушателям, почему такое необычное название?
   Ответ: Церковь именуется Древлеправославной, то есть исповедующей традиции 
древнего православия, не искаженные различными новшествами и 
заимствованиями.  Поскольку еще несколько церквей именуют себя 
Древлеправославными, потребовалось уточнение «Поморская», показывающее 
истоки как поморского согласия староверов.  Сами же староверы считали 
и считают себя православными христианами.
2. Вопрос: Где и когда зародилась Церковь как организация?
   Ответ: Церковь зародилась в апостольские времена, а именно в 50-й день по 
воскресении Христове, при сошествии Св. Духа на апостолов. Если же 
рассматривать ее как особую конфессию, то это 17 век, времена раскола 
Русской Церкви, когда огромные массы православного народа, по оценкам 
историков, до 1 трети, отказались принять реформы патриарха Никона, 
увидев в них отступление от православия, не только обрядовое, но и 
вероучительное. Наиболее последовательная часть тех, кто отказался 
принять эти новшества, после Собора 1666-1667 годов прервали полностью 
каноническое общение с реформированной церковью, и стали образовывать 
свои общины. Сохранилось предание о Куржецком Соборе 1656 года 
(историки подвергают сомнению его проведение, но косвенно он 
подтверждается фактами), осудившем никоновские новшества.
Иноки Соловецкого монастыря, до своего разгрома в 1676 году твердо не 
принимавшего никонианства, положили начало староверческому монастырю в 
Поморье, на реке Выг,  около 150 лет являвшемуся авторитетнейшим 
духовным центром ревнителей Древлеправославия, отчего и появилось 
уточняющее слово «Поморская» Церковь.
3. Вопрос:  На каких источниках основывается вероучение Церкви? Имеются ли 
какие либо иные источники вероучения старообрядческой поморской 
Церкви? Имеются ли какие-либо особенности вероучения?
   Ответ: Для нас источники – Святое Писание, Святое Предание, Постановления 
Церковных Соборов, как Вселенских, так и поместных, Российских, 
Стоглавый Собор 1551 года, вся церковная святоотеческая литература, 
существовавшая на Руси к моменту раскола 17 века. Она неопровержимо 
свидетельствует о духовной и исторической правоте Старой Веры.
Особенности существуют скорее в практической церковной 
жизнедеятельности. Староверцы, лишенные в результате гонений 17 века 
церковной иерархии, вынуждены были строить церковную жизнь в условиях 
отсутствия священства. Допустимые рамки полномочий 
пастыря-несвященника были определены на основании правил и примеров 
Древней Церкви, хотя по этому вопросу и были дискуссии и даже раздоры. 
В обоснование правоты Староверия в монастыре на Выге были составлены 
так называемые «Поморские Ответы», а также сборник «Щит Веры».
4. Вопрос:  Какая история Церкви старообрядцев поморского согласия в России, 
Санкт-Петербурге?
   Ответ: История старообрядчества в России вообще – это история преследований, 
ограничений не только в вероисповедных, но и в гражданских правах. Все 
исторические центры в России – Выг, Стародубье, Керженец, Иргиз – 
подверглись разорению. Случались периоды достаточно мягкого отношения, 
но первый российский закон, позволяющий  старообрядцам официально 
иметь молитвенные дома, вышел только в 1883 году, а настоящая свобода 
появилась лишь после Манифеста 1905 года, столетие которого будем 
отмечать в апреле. За период с 1905 по 1917 год староверами-поморцами 
были проведены: два Всероссийских Собора, Съезд по народному 
образованию, стали действовать типографии, построены сотни, если не 
тысячи, церковных зданий.
В Санкт-Петербурге староверы жили с самого основания города. 
Молитвенные дома и кладбища существовали при частных богадельнях (их 
иногда удавалось оформить официально) Волкова (Волково кладбище), 
Михайлова (на Охте), а также домашние моленные купцов Пиккиева, 
Косцова, Самодурова, Киржаковых. После 1905 года были официально 
зарегистрированы общины при храмах на Тверской ул. и на Волковке, 
продолжали действовать и несколько купеческих моленных. При советской 
власти к 1937 году все храмы были закрыты. В 1946 году открыли 
единственный храм на Коломенской ул., в 1961 общину перевели на 
окраину города в Рыбацкое. В 1994 году общине возвращено здание на 
Коломенской.
5. Вопрос:   В каких городах России имеются общины?
   Ответ: Общины Древлеправославной Поморской Церкви имеются во многих областных 
центрах: Пскове, Новгороде, Архангельске, Нарьян-Маре, Сыктывкаре, 
Белгороде, Туле, Воронеже, поволжских и уральских городах, 
Новосибирске, Барнауле, ряде районных центров, сел, и, конечно же, в 
Москве.  Много общин в Белоруссии, на Украине, Прибалтике. Есть в 
Польше, Бразилии, США.
6. Вопрос:    Как Вы стали членом Церкви?
   Ответ: Я являюсь потомственным старообрядцем, крещение принял во 
младенчестве. Активно стал участвовать в церковной жизни с 16 лет, 
1976 года. А с 1988 года полностью перешел на Церковное служение.  В 
1993 году был благословлен в наставники. Дети (а у меня их пятеро) 
также помогают мне в служении.
7. Вопрос:     Старообрядцы отличались всегда трудолюбием и сметкой. В 
старообрядческой среде почитались те люди, которые достигали успехов в 
жизни не за счет афер, и собственным трудом и умом. Известно, что 
старообрядцы сыграли выдающуюся роль в истории предпринимательства, 
меценатства в России. Достаточно назвать такие известные фамилии как 
Морозовы, Рябушинские, Громовы и  целый ряд других. Почему современные 
старообрядческие фамилии не слышны сегодня?
   Ответ: Сейчас совершенно другая ситуация. Нынешние состояния сделаны 
благодаря совсем другим качествам характера, чем те, которые были 
присущи старообрядческим предпринимателям. В то время не только купцы, 
но и все думающие люди жили сознанием общественной пользы от своей 
деятельности. И желание этой пользы стояло выше мотивов личного 
обогащения. Предсказуемы были и отношения бизнеса с властью. В личной 
жизни купцы-старообрядцы не роскошествовали. Смысл жизни понимался 
по-христиански, в душевном спасении.
Это в полной мере относится не только к старообрядческому, но и вообще 
к русскому предпринимательству. На определенном уровне достатка 
русский человек ощущает потребность поделиться.
8. Вопрос:    Храмы возвращаю ныне всем: лютеранам, Московскому Патриархату. 
Католикам и другим. Как обстоят дела с возвращение храмов 
старообрядцев, занятых пока другими организациями? Имеются ли 
препятствия? Если да, то со стороны кого?
   Ответ: У старообрядцев сохранилось сравнительно немного зданий. Многие были 
деревянными, их уже нет. Положение осложняется тем, что ряд зданий, 
использовавшихся как общественные моленные, юридически до 1917 года 
принадлежали частным лицам. Тогда старообрядцы опасались возврата 
притеснений, конфискаций, частная собственность представлялась более 
надежной. В 1919 году все общины заставили зарегистрироваться, но 
сейчас не всегда власти возвращают храмы, действовавшие до войны. В 
частности, в Саратове сейчас дело рассматривается в суде, 
старообрядческое церковное здание городские власти незаконно продали в 
частную собственность. Ряд зданий возвращен – это Московский храм в 
Токмаковом переулке, храмы в Самаре, Верхней Туре (Свердловская 
область), Нижнем Новгороде.
В Петербурге возвращена моленная на Коломенской, и совсем недавно 
принято решение о возврате храма на Тверской улице. Здания на ул. 
Волковской (Коли Томчака) и Ушаковской (в районе Нарвских ворот) не 
сохранились. Переданные здания остаются в городской собственности, со 
всеми последствиями этого. Договоры составляются жесткие, помещения в 
аренду сдавать общины не имеют права. Между тем, оплата все 
возрастающих коммунальных платежей для общин просто непосильна. Ни  на 
какую просветительскую, образовательную деятельность не остается 
средств.
Мы надеемся, что Госдума все же примет закон о возврате церковной 
собственности. Это было бы актом исторической справедливости, 
признания роли церкви в современном обществе, потерявшем духовные 
ориентиры.
9. Вопрос:     Старообрядцы сохранили до наших дней духовное наследие Древней Руси, в 
том числе уникальную систему знаменного «крюкового» пения. Хотелось бы 
узнать о пении поподробнее?
   Ответ: И иконописная, и певческая церковная культура на Русь пришли из 
Греции, но на Руси приобрели особо яркие и выразительные формы.  Для 
записи  пения использовались особые знаки (их около 120), которые 
образовывали устойчивые сочетания-попевки (их около полутора тысяч). 
Новые распевы получались с помощью различных сочетаний попевок. Затем 
появились более сложные, так называемые «путевые» и «демественные» 
распевы. Традиции пения в основном сохраняются. На изучение знаменного 
пения даже у весьма способного человека уходит 3-5 лет, совершенства 
достигают единицы.
10. Вопрос:     Какие, на Ваш взгляд, особые качества и свойства характера староверов?
     Ответ: Главным качеством я считаю воздержность, умеренность во всем, то, что 
выразил Карп Осипович Лыков из «Таежного тупика» словами: «Нам это 
неможно». В Староверии через семью в большей степени передавались 
духовные традиции, чем через церковь. Поэтому в патриархальной семье, 
в нынешних условиях не обязательно сельской, эти качества возникают и 
укрепляются, растет достойная молодежь, не впадающая в пороки.
Вы упомянули об исторических гонениях на старообрядчество. Кто из 
российских императоров наиболее терпимо относился к староверам?
Если не считать Николая Второго, то это, конечно, Екатерина Великая. В 
староверческих деревнях изустно передавалось ее выступление перед 
членами Синода против преследований старообрядцев в 1763 году.  Многие 
стали возвращаться из-за рубежа. Тогда произошло заселение  Забайкалья 
«семейскими», и даже в нынешней Ленинградской области образовались 
деревни «польских» староверов.

Благодарю за участие и откровенный разговор с радиослушателями.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий