В ЭФИРЕ — ВИКАРИЙ НЕМЕЦКОЙ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЫ СВ. АННЫ И СВ. ПЕТРА.

Ведущий: Как правильно называется ваша Церковь, какова история ее создания?

Вагнер Т. А.: Правильное название: Евангелическо-лютеранская Церковь в России, Украине, Казахстане и Cр. Азии. Разговор об истории Церкви надо начинать с Реформации, имевшей место в 16 веке в Германии. Началом реформации послужили 95 тезисов, которые сформулировал и представил к всеобщему обсуждению  31 октября 1517 года известный богослов и реформатор Мартин Лютер. Доктор Мартин Лютер преподавал богословские дисциплины в Университете Виттенберга и сам являлся монахом-августинцем.  Заслуга Мартина Лютера состояла в том, что он фактически вручил Библию в руки простого люда, переведя Священное Писание с латинского и греческого на немецкий язык. Также Мартин Лютер выступал против продажи индульгенций, лжи и злоупотреблений властью со стороны  Церкви. Постепенно движение Мартина Лютера преобразовалось в отдельную Церковь, которая стала носить имя реформатора. В России первые лютеране появились в Москве в 60-е годы 16-го века при Иване Грозном. Позднее была образована Евангелическо-лютеранская Церковь Российской Империи. Российские самодержцы были благосклонны к лютеранам и позволяли им строить церкви и давать религиозное образование детям.

 

Ведущий: Назовите источники вероучения.

Вагнер Т. А.: Первым и основным из источников вероучения нашей Церкви является Священное Писание, т.е. Библия. С этим источником нашего вероучения все предельно ясно: и Ветхий, и Новый Заветы являются Богодухновенным Божьим Словом, которое непрестанно звучит и проповедуется в Церкви.  Из Священного Писания мы черпаем Весть о пришествии Бога к людям в Сыне Своем Иисусе Христе. Наш Господь через Свою смерть и воскресение примирил людей с Богом, даровал им Свою благодать и прощение грехов, освободив человечество для новой жизни. В этом центр христианской веры.

Следующим основным источником вероучения является Аугсбургское Вероисповедание, которое было оглашено 25-го июня 1530 года перед римским императором и рейхстагом в городе Аугсбурге. Этот документ получил имперско-правовое признание лишь в результате заключения Аугсбургского религиозного мира в 1555 году и постепенно Аугсбургское Вероисповедание было воспринято в качестве основной части вероисповедания лютеранскими Церквями, также и не немецкого происхождения, но возникшими в эпоху реформации. Этот документ содержит общие основы учения и догматов лютеранской Церкви и основывается на Священном Писании.

К источникам вероучения лютеранской Церкви относятся также Апостольский, Никейско-Константинопольский Символ Веры и Краткий Катехизис Мартина Лютера. Эти и другие вероисповедные документы входят в состав Книги Согласия, содержащей также исторические  документы нашей Церкви.

 

 

Ведущий: Какова история общины в Санкт-Петербурге?

Вагнер Т. А.: Община, представителем которой я являюсь, называется Немецкая Евангелическо-Лютеранская община Св. Анны и Св.Петра. Располагаемся мы в прекрасном здании Кафедрального Собора Святых Петра и Павла на Невском проспекте 22/24.

ИСТОРИЯ ПЕТРИКИРХЕ

Первая лютеранская церковь в Петербурге была построена в 1704 г. на территории Петропавловской крепости для обслуживающих ее военных специалистов-иностранцев. Одновременно на противоположном, левом берегу Невы, в доме вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса, голландца по происхождению, начинает собираться группа христиан евангелического вероисповедания. Немцы-лютеране составляли самую большую группу в этой многонациональной общине, которая позже получила имя Св. Петра.

Своим указом от 27.12.1727 г. Петр II подарил общине участок земли на нынешнем Невском проспекте для строительства церкви, церковной школы (основанной в 1710 г.) и пасторского дома. Проект строительства разработал покровитель общины граф Б.К. Мюних. Первый камень в основание новой церкви был положен 29.06.1728 в День Св. Апостолов Петра и Павла, в чье имя она и была освящена 14.06.1730 г.

К началу 19 века здание церкви Св. Петра порядком обветшало и стало слишком мало для увеличившейся общины. Старая церковь 18 века была снесена в 1833 г. На заседании церковного Совета в мае 1833 г. был принят проект архитектора Александра Брюллова, одержавший победу в объявленном конкурсе. 21.08.1833 г. был положен первый камень в основание новой церкви Св.Петра. Строительство длилось 5 лет. В День Реформации 31.10.1838 г. было освящено здание церкви на Невском проспекте, которое было и остается самой большой лютеранской церковью России.

В 19 веке численность общины практически не менялась, в 1862 г. община насчитывала 17600 человек, а в 1909 г. – 15000.

Революция 1917 г. стала трагическом рубежом в жизни ев.-лют. общины Св.Петра: значительное число прихожан покинуло Россию. Здание церкви и вся недвижимость были национализированы. В 1920-е годы богослужения еще продолжались, но репрессии в отношении христиан всех конфессий усиливались. Начались преследования и аресты. Когда в Сочельник 1937 г. прихожане пришли на службу, они очутились перед закрытыми дверьми. Были арестованы пасторы церкви Пауль Райхерт и его сын Бруно, расстрелянные затем в 1938 г. После закрытия ценнейшее убранство церкви, драгоценные предметы изобразительного и прикладного искусства были конфискованы и разграблены. Алтарная картина Гольбейна попала в Эрмитаж, а распятие кисти Карла Брюллова „Иисус на кресте“ – в Русский музей. Неизвестна судьба превосходнейшего органа фирмы Валькер.

В 40 – 50-ые гг. в церкви находились различные склады, затем здание было переоборудовано под бассейн, открывшийся в 1962 г.

Здание церкви Св.Петра официально было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах в июне 1993 г. и ныне является местопребыванием Архиепископа этой Церкви. В церкви проводит свои богослужения Немецкая Евангелическо-Лютеранская община Св.Анны и Св.Петра.

Община Св.Анны и Св.Петра сегодня

Около 1990 года началось возрождение Немецкой Евангелической общины в С.-Петербурге. Сначала маленькая группа собиралась в финской лютеранской церкви в городе Пушкин. В 1992 году было принято решение объединить общины Св.Анны и Св.Петра. Первые богослужения на немецком языке проводились в здании церкви Св.Анны, которое в то время использовалось как кинотеатр «Спартак», в 2002 году здание сгорело. После того, как церковь Св.Петра на Невском проспекте была снова передана в церковное пользование, община переехала в Петрикирхе. В сентябре 1997 года церковь Св.Петра была заново освящена.

Сегодня к общине Св.Анны и Св.Петра принадлежат около 700 прихожан. Для самосознания общины важным является тот факт, что немецкие лютеране жили в Петербурге со дня основания города. С самого начала община является частью религиозной и культурной жизни города. Сегодня община также открыта для прихожан русского или иного национального происхождения, ищущих религиозную родину в церкви, которая осознает себя связанной с традицией немецкого лютеранства. Языком общения в общине является русский язык, богослужения празднуются на двух языках – русском и немецком. Каждое воскресенье параллельно главному богослужению проводится детское богослужение. Молодежная группа встречается несколько раз в неделю для библейской работы, по средам мы приглашаем всех желающих на молитву Тэзе.

В здании Петрикирхе вместе с общиной работает Центральное церковное управление ЕЛЦ и Русско-Немецкий Центр встреч. Кроме проведения богослужений и мероприятий общины, Петрикирхе является важным городским центром проведения многочисленных концертов, образовательных и культурных программ. Благодаря этому, вновь и вновь привлекаются новые люди, которые находят дорогу в общину.

Диаконическая работа

Осуществление диаконической и социальной ответственности принадлежит к старой традиции общины Петрикирхе. Уже перед революцией 1917 года особенная забота общины предназначалась для социально незащищенных детей и подростков. Но многообразная помощь оказывалась также и пожилым людям, нуждавшимся в помощи, и социально слабо защищенным представителям петербургского общества. Сегодняшняя община присоединяется к этой традиции. Была образована диаконическая группа, которая взяла на себя уход и посещение нуждающихся членов общины или других людей, находящихся в особенно бедственных ситуациях. 1 октября 2000 года была открыта диаконическая станция в одном из флигелей Петрикирхе. Дважды в неделю здесь предлагаются дни ухода для пожилых людей. Три раза в неделю дети в возрасте от 7 до 12 лет из социально неблагополучных семей получают здесь педагогическую и психологическую поддержку. В последнем проекте община работает вместе с православной и католической общинами города и петербургским отделением Каритас, объединившись с ними в совместно поддерживаемом Детском кризисном центре. Кроме того, в диаконической станции регулярно проводятся медицинские консультации.

 

Ведущий: Расскажите о руководителе общины.

Вагнер Т. А.: Руководителем общины является пастор Ханс Герман Ахенбах, который служит в Санкт-Петербурге третий год. Он приехал из Германии в 2002 году. Его направила Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии. Пастор Ахенбах имеет тридцатилетний опыт пасторской работы и является главой Северо-Западного Пробства.

 

Ведущий: Несколько слов о структуре Церкви

Вагнер Т. А.: Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, Украине, Казахстане и Средней Азии – это сообщество семи региональных Церквей и общин, не принадлежащих к региональным Церквям. Духовным главой всей нашей Церкви является Архиепископ доктор теологии Георг Кречмар. Структуру Церкви можно рассмотреть на примере региональных Церквей России.   На территории России находится две региональных Церкви Церковь  Европейской части России и Урала, Сибири и Дальнего Востока. Каждая региональная Церковь в свою очередь делится на пробства, т. е. на более мелкие регионы, которые возглавляются пробстами. Пробства соответственно делятся на отдельные общины. Духовным главой каждой региональной Церкви является епископ. Все духовные вопросы в Церкви рассматривает Епископский совет. Генеральный Синод – это высший синодальный и законодательный орган ЕЛЦ. Высшим исполнительным органом Церкви является Консистория.

 

Ведущий: Как получить дополнительную информацию устава?

Вагнер Т. А.: Контактный телефон общины Свв. Петра и Анны: 3120798. Сайт в настоящее время находится в работе и будет открыт в конце мая по адресу www.petrikirche.ru.

В структуру Центрального Церковного Управления входит отдел по связям с общественностью и издательско-редакционной деятельности,. Отдел издает общецерковный журнал «Der Bote» / «Вестник». Другое издание информационный бюллетень «Лютеранские Вести» выпускается совместно с Евангелическо-Лютеранской Церковью Ингрии на территории России. Редакция готовит к печати и другие издания: церковные календари, «Слово Божие на каждый день», календари для церковных сотрудников.

Также наша Церковь участвует и в книжном служении «Слово». Это магазин богословской и философской литературы, насчитывающей около 7000 книг и изданий. Там представлены все христианские конфессии – православие, католицизм, протестантизм. Вы можете посетить магазин «Слово» на Малой Конюшенной д.9 с 11.00 до 20.00. Выходной день – воскресенье. Неподалеку от Санкт-Петербурга в деревне Новосаратовка находится Теологическая Семинария Евангелическо-Лютеранской Церкви. Таким образом, наша Церковь имеет возможность давать богословское образование молодым людям, желающим служить в Церкви. Теологическая Семинария издает учебные материалы для внутреннего пользования. В Семинарии существует очное и заочное образование.

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий